Леушино



Леушино
Игумения Таисия Леушинская

Друг Тайны

О святом Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове


Св. Иоанн Богослов.
Фреска в куполе храма
Леушинского подворья.
Современный вид.
 
Все Евангелисты, кроме Иоанна, передают нам эти слова Спасителя: «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего воздати комуждо по делом его, - дондеже увидит Царствие Божие, пришедшее в силе» (Матф.16,27; Марк. 9,1; Лук.9,27) . Обстоятельства, при которых они были сказаны, следующие: Иисус Христос предложил всем желающим следовать за Ним, - следовать не иначе, как путем самоотверженного несения креста страданий и даже самой смерти: «Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой и (тако) по Мне грядет» (Матф.16,24) ; затем, как бы в утешение и ободрение Своих последователей, тотчас же обращая их внимание на будущее воздаяние за такой скорбный путь, продолжает: «приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими, воздати комуждо по делом его» , и, в большее подтверждение сказанного, заключает Свою беседу словами: «аминь, глаголю вам, яко суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Матф. 16, 28 и Марк. 9,1). Почти все толкователи Евангелия относят эти слова к трем избранным Апостолам – Петру, Иакову и Иоанну, которым вскоре после этого разговора Господь показал славу Своего преображения, однако, показал ее не в полноте, не «в силе», как сказано, а в пределах собственной их способности вместить это откровение, как поет св. Церковь: «показавый учеником Своим славу Свою, якоже можаху» и «якоже вмещаху»; для того показал им Свою славу, как в той же церковной песни упоминается «да егда узрят Его распинаема, страдание вольное уразумеют, и мирови да проповедят, яко Он есть воистинну Отчее сияние». Судия живых и мертвых, одеяйся светом яко ризою, имеющий приити с силою и славою многою на облацех небесных со Ангелы Своими воздати комуждо по делом его» (Матф.24,30; и Марк.8,38) .

В книге «Евангельская история о Боге Слове» (протоиерея П.Матфеевского) при изложении и толковании вышеприведенных слов Спасителя, коими Он приглашает Своих последователей идти путем крестоношения, за что обещает им воздаяние во время Своего славного (второго) пришествия на землю, - сказано так: «и до открытия вечного Царства Христова, некоторые удостоятся узреть Царство Его еще здесь на земле», по словам Господа: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядущаго во славе, увидят Царствие Божие – пришедшее в силе». Если эти слова Спасителя, кроме помянутого их объяснения в общем смысле, отнести и единично к Апостолу Иоанну Богослову, как относили их древние толкователи, то они будут иметь почти тождественное значение с … словами Господа: «аще хощу да той пребывает, дондеже прийду…», что и исполнить для Всемогущего, очевидно, так же легко, как и сказать.

О кончине Апостола Иоанна сказано (в 26-й день сентября), что он не умер обычною человекам смертию, а приказал ученикам своим погребсти себя живым; об этом повествуется так: «исполнившимся всем летом (жития) его (т.е.Иоанна) сту и вящше (т.е.более ста), изыде из дому с седмию ученики своими и дошед некоего места, тамо оным сести повеле; бяше же ко утру (т.е.к рассвету), сам же, отойдя от них как бы на вержение камня, стал молиться. Потом приказал ученикам вырыть гроб, т.е.могилу крестообразно в меру возраста его, простился с учениками, «наказав» их, т.е. дав им последнее наставление и благословение, и приказав старшему из них, Прохору, возвратиться в Иерусалим и пребывать там до своей кончины, приказал зарывать себя в могиле землею, сказав: «привлекше землю матерь мою, покрыйте мя». Простившись с ним, ученики, со многими слезами, «покрыша его землею до колен; потом снова оплакивая учителя своего, простились с ним и закрыли его землею «даже до выи», т.е. до шеи; затем, покрывше лице его «понявою», (т.е. лоскутом или платом) и снова целовавше, т.е.простившись с ним, «плачуще зело, покрыша его землею весьма», т.е. совсем!… Такой странный и необычный способ погребения живого человека, совершенный над Апостолом по его собственному указанию и воле, очевидно, нельзя признать случайным и безцельным, нет сомнения, что все это имело глубокий тайный смысл. Если кто сказал бы на это, что Апостол поступил так потому, что уже чувствовал приближение своей смерти, то и тут возникает вопрос: почему же ему не дождаться было своего последнего часа обычным порядком. Еще более достойным благоговейного удивления представляется это событие, как читаем далее в Четьи-Минеи, что, когда братия, иже во граде пришли через какой-нибудь час времени и откопали гроб, не обрели в нем ничего. Если предположить, что тело Апостола живое ли, или мертвое, кем-либо похищено из могилы, то по краткости промежутка времени этого произойти не могло; но и в таком бы случае могила была бы уже разкрыта и пришедшим верным Ефесянам не пришлось бы раскапывать ее; да и место нахождения столь безценных, для всех верующих, останков, не могло бы было не соделаться предметом священного преклонения верных из рода в род. И как бы в предотвращение всякой мысли о похищении тела, Господу угодно было повелеть этой живой могиле Своего возлюбленного ученика, месту погребения его живых останков, ежегодно в 8-й день месяца мая, как день погребения его, источать тонкий прах, или, как сказано в прологе «персть святую (подает гроб Апостола), юже тамо жители манну нарицают. Мановением бо Духа Святаго, в 8-й день мая месяца еще сущей тьме (следовательно, в самыя минуты погребения его) истекает и восходит эта святая персть, юже манну приходящии вземлющи, употребляют на измену всякой страсти душевной и телесной, славяще Бога и Его Апостола хваляще». По истине великая тайна Божия сокрыта во всем этом! Нельзя не признать, что (как поется в акафисте Св.Иоанну Богослову) «изменение его сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением».

Каждому человеку «надлежит единою умрети», и ветхозаветные праведники Енох и Илия, о которых сказано, что они взяты живыми на небо, приидут пред вторым пришествием Христовым на землю и умрут не своею, а мученическою смертию, быв убиены антихристом за свидетельство о Сыне Божием. Многие из древних учителей Церкви, как упомянуто в начале, подтверждают своими писаниями и толкованиями предание о том, что Св.Иоанн Богослов не умер, блюдется сокровенно Божественным Промыслом, а пред вторым пришествием Христовым будет для всех ясно действовать на земле, утверждая в вере «останок» верующих в трудное антихристово время.


Из книги игумении Таисии
«О святом Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове»
Спб, 1908