Леушино



Леушино
Леушино
Леушино

Обитель просвещения
Труды Леушинского подворья



Леушинское подворье

И чтобы молитва к Тебе возлетала,
Как чистый, святой фимиам;
Земной оболочки она бы не знала,
Свободно неслась к небесам!

Игумения Таисия Леушинская. «Молитва»

В октябре 2007 года со входной двери Леушинского подворья исчезла надпись «Психоневрологический диспансер» - весь комплекс зданий был передан Церкви. Храм св. Иоанна Богослова вновь стал действующим в 2000 году, и целых семь лет понадобилось, чтобы это место окончательно стало местом исцеления духовного.


СЕСТРЫ

Полноценная монастырская жизнь на подворье пока невозможна, но уже сформировалось сестричество. Сейчас в нем более двадцати сестер, но оно пока не зарегистрировано юридически. Каждая сестра отвечает за какое-нибудь направление деятельности подворья.

«Мы друг друга очень любим, друг за друга переживаем, - рассказывает Екатерина Ковина, одна из самых деятельных сестер, ближайшая помощница настоятеля Иоанно-Богословского храма протоиерея Геннадия Беловолова. - Главная наша цель и надежда - возрождение обители. Чему же здесь еще быть? Даже если просто просветительский центр - в этом центре должен кто-то трудиться. Некоторые наши сестры внутренне готовы принять постриг, поняли, что имеют призвание к монашеской жизни. Идти в другой монастырь? Но монастырь - это как семья. Зачем идти куда-то, когда здесь семья уже сложилась?»

Жить на подворье пока негде - необходим основательный ремонт. Поэтому все живут у себя дома: кто работает, кто получает пенсию. Но есть мероприятия, которые сестры всегда проводят вместе, - например сестрические воскресные трапезы, на которых они решают, кто и что будет делать на следующей седмице.

«Мы вместе читаем Евангелие: игумения Таисия заповедала всем сестрам каждый день прочитывать главу из Евангелия. Псалтирь читаем, когда умирает кто-то из значимых для нас людей. Например, не так давно умерла монахиня, которая была духовной дочерью последних леушинских монахинь. Она считала себя «нашей». Когда она преставилась, мы распределили между собой кафизмы и читали 40 дней по ней Псалтирь».

Самым известным прихожанином возрожденного подворья был Кирилл Лавров. Причем в детстве он был прихожанином этого же храма; получилось, что жизнь знаменитого артиста связана с храмом Иоанна Богослова - первые и последние семь лет жизни. В завещании Кирилл Юрьевич попросил, чтобы его отпели на Леушинском подворье. «Когда он умер, стали думать - Исаакий, Казанский, Лавра… Потом читают - Леушинское подворье. А где это? Не в деревне ли, часом? Так, благодаря Кириллу Юрьевичу, Царствие ему Небесное, вся страна узнала о Леушинском подворье», - вспоминает отец Геннадий.

«Отпевание Кирилла Лаврова не удалось бы обеспечить, если бы не сестричество, - добавила Екатерина. - Мы всю ночь читали Псалтирь над гробом, всю ночь храм был открыт, чтобы все могли прийти попрощаться. По Ростроповичу мы тоже Псалтирь читали: Мстислав Леопольдович и его дочь Елена много помогали Мемориальной квартире отца Иоанна Кронштадтского».

Вечернее правило сестры читают вместе - правда, не все, а кто близко живет.

По мере сил в сестричестве возрождают традицию Леушинского монастыря - неусыпающий акафист. В течение сорока лет Леушинские монахини денно и нощно, сменяя друг друга, читали акафист Божией Матери, для этого в монастыре была выстроена специальная часовня. «Узнав об этом, я был потрясен: какая любовь к Божией Матери!» - говорит отец Геннадий. Конечно, нынешних двадцати сестер недостаточно, чтобы читать акафист круглые сутки, и сейчас на Леушинском подворье читают акафист по субботам - сразу после Литургии и до позднего вечера.

В сестричество входят и семейные люди, которые тоже выполняют послушания по мере возможности. «Все наши дела и инициативы так или иначе связаны с сестричеством, - объяснила Екатерина. - В нашем храме почти никто не работает за зарплату, и это имеет свою большую благодать. Так что сестричество есть, и мы надеемся, что матушка Таисия нас не оставит».

протоиерей Геннадий Беловолов

СЛУЖБА

При подворье существует несколько уникальных курсов. Первыми были организованы курсы церковного чтения памяти игумении Таисии. Возникли они из приходской потребности - не хватало чтецов на клиросе.

«Многие люди, придя в церковь, останавливаются перед барьером непонимания службы, - говорит отец Геннадий. - И никто им ничего не объясняет: в проповедях говорят на евангельские темы, на курсах катехизации - об основах христианского вероучения. Без настоящего понимания службы люди ее просто «отстаивают», возникает отношение к службе как к долгу, а не как к почетному праву».

Была разработана специальная программа, по каждой службе подготовлено учебное пособие. В нем дается текст службы с краткими пояснениями на полях, в конце - комментарий. Все в основном в виде таблиц, схем, чтобы легко было пользоваться. Эти книжечки даже семинаристы приходят покупать.

Через месяц после начала занятий все учащиеся проходят клиросную практику. Сначала они просто следят по книгам - на подворье есть дублирующий комплект богослужебных книг. Потом им доверяют читать. Цель курсов - чтобы по окончании человек мог встать на клирос и под руководством уставщика полностью прочитать службу.

Церковнославянский язык на курсах преподают педагоги из Санкт-Петербургского университета. Каждая тема выражена в таблицах, это одновременно учебник и подсказка: захочет человек что-то вспомнить, глянул - и вспомнил. Писать самостоятельно по-церковнославянски человек вряд ли научится, но свободно читать и быстро найти ответ на вопрос - пожалуйста.

Подобных курсов в Петербурге больше нет. «Все наши учащиеся говорят, что они увидели службу по-новому, открыли ее изнутри, полюбили», - отмечает отец Геннадий.

В программе курсов церковного чтения есть факультатив для алтарников. Лицам мужеского пола рассказывают об особенностях служения в алтаре, о роли мужчины в церковной жизни, и если у них нет канонических препятствий для службы в алтаре, то допускают помогать. Для кого-то это становится ступенькой к духовному образованию.

Есть на подворье курсы, не связанные прямо с богослужением, - например курсы церковной флористики. Планируется также открыть курсы реставрации мебели.


ПУТЕВОДИТЕЛЬСТВО

Когда открылась Мемориальная квартира Иоанна Кронштадтского, возникла потребность в людях, которые могли бы поехать с группой в Кронштадт, провести паломников по музею. Так появились курсы православных путеводов. Слово «путевод» на подворье придумали в противовес обычному термину «экскурсовод». Путевод, с одной стороны, понимает разницу между паломничеством и экскурсией, с другой, - квалифицированно может что-то рассказать. На курсы часто приходят и профессиональные экскурсоводы - повысить квалификацию.

Есть при подворье паломническая служба, которая как принимает группы, так и организует поездки. Существуют как традиционные, так и уникальные программы, программы для детей.

Каждый год 7 июля в престольный праздник монастыря, Рождество Иоанна Предтечи, духовенство и паломники выезжают на берег Рыбинского водохранилища, где находился затопленный большевиками Леушинский монастырь, на так называемые «Леушинские стояния».

Кроме петербуржцев, приезжают богомольцы из Москвы, Тихвина, Вологды, Томска, Рыбинска, Череповца, Твери и даже с Украины. Среди регулярных участников Леушинских стояний из числа духовенства можно назвать схиархимандрита Херувима (Дегтяря) из Черниговской епархии, иерея Геннадия Ульянича, председателя отдела по культурной работе Тверской епархии, иеромонаха Павла (Гилястанова) из Новоспасского монастыря в Москве (он приезжает с воспитанниками воскресной школы), иерея Андрея Дородько из Тихвина, игумена Матфея, настоятеля монастыря близ Томска, игумению Александру, настоятельницу Свято-Троицкого монастыря в Бежецке, игумению Дамиану, настоятельницу Вауловского скита в Ярославской епархии, и других.

«В следующем году будет уже десятое Леушинское стояние. Собираются сотни, а в некоторые годы даже тысячи людей, из Петербурга - два, а то и три автобуса, - рассказывает отец Геннадий. - Некоторые ездят постоянно. Мы совершаем службу Рождества Иоанна Предтечи на открытом воздухе. В водохранилище вдается мыс, там поставлен поклонный крест двенадцать метров высотой, его отовсюду видно. После Всенощного бдения всю ночь читаются акафисты Иоанну Предтече, Матери Божией, Иоанну Кронштадтскому. Утром в храме служится Литургия. Молитва на берегу водохранилища так воодушевляет! Нет там ни золотых куполов, ни величественных зданий. Есть только водная гладь и крест - и молитва и память».

На праздники в честь Иоанна Кронштадтского организуются паломнические поездки в Кронштадт, на день рождения игумении Таисии - на ее родину в Боровичи. У батюшки Геннадия есть дальний приход в Бокситогорском районе, за Тихвином, и этим летом там был организован летний лагерь. В этом же приходе отец Геннадий и сестры проводят главные праздники - Рождество и Пасху.


ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Каждое воскресенье после Литургии на подворье проходят Леушинские беседы и чаепития для всех желающих. Возникли они стихийно и постепенно приобрели характер постоянного делания. На эти беседы приходят очень интересные люди. Однажды приехал батюшка с Байконура. Он рассказал, что перед каждым полетом космонавты молятся, их окропляют святой водой. Хотя там без допуска внутрь не войдешь, но священника всегда пускают. И космонавты принимают участие в этой молитве вне зависимости от вероисповедания!

Бывают премьеры фильмов, встречи с режиссерами, выступления авторов-исполнителей.

Часто на Леушинские беседы приходят и прихожане других храмов.

Основное направление издательской деятельности подворья - издание трудов матушки Таисии и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Игумения Таисия по матери была родственницей Пушкина, ее мать звали Виктория Дмитриевна Пушкина. Наверное, литературная одаренность передалась будущей игумении генетически.

Вот уже семь лет по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира проходят Рождественские Таисиинские концерты, приуроченные ко дню памяти матушки Таисии, 15 января, и на этих концертах артисты исполняют песни на стихи матушки, читают ее литературные труды.

Эти концерты сразу взял под свое покровительство Кирилл Юрьевич Лавров. С его помощью концерты стали проходить в БДТ, и это еще больше повысило их статус, появилась возможность приглашать известных артистов. По словам отца Геннадия, «задача этих концертов - раскрыть образ матушки Таисии, показать ее духовное наследие. И, конечно, объединить культуру церковную и светскую. А то сегодня кое у кого есть желание превратить Церковь в этнографический заповедник, в котором бородатые священники были бы не более чем экзотикой для заморских гостей».


ДЕТЯМ

Для детей в храме св. Иоанна Богослова проводятся детские Литургии: поет детский хор, дети читают на клиросе, даже в свечной лавке трудятся. Проводятся такие службы вместе с какой-нибудь воскресной школой. Своей воскресной школы для детей на подворье нет: так сложилось, что прихожан с детьми школьного возраста мало, дети-внуки либо старше, либо маленькие совсем. Последний раз детскую Литургию проводили совместно со школой при Валаамском подворье. «Привезли более ста детей, взрослые жались по стеночкам», - вспоминает Екатерина.

Однажды игумения Таисия, в ту пору еще отроковица Мария Солопова, написала рождественский рассказ «Первая елка на Земле», чтобы утешить маленького брата своей одноклассницы по Павловскому институту. На подворье решили этот рассказ издать в форме книжки для детей. Но нужны были иллюстрации, а профессиональные художники запрашивали очень высокий гонорар. Отец Геннадий сказал: «Пусть нарисуют дети». Стали проводить конкурсы детских рисунков, результат превзошел все ожидания.

Сначала книжки были черно-белыми, а последние два года - уже цветными. Первая цветная книжка была с рисунками детей из Боровичей, а вторая - с рисунками детей из Владикавказа. Во владикавказской художественной школе учатся некоторые дети из Беслана.

Победителя конкурса детского рисунка по традиции награждают на Таисиинском концерте. Прошлой зимой в фойе БДТ была организована выставка конкурсных рисунков, потом часть работ подворью подарили. Выставка побывала в библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, библиотеке имени А. С. Пушкина, в Библиотеке национальных литератур. Сейчас готовится выставка во Дворце творчества юных.

В этом году конкурс рисунков проводится снова, в нем принимают участие дети из воскресных школ Петербурга и Байконура.

Глядя на эту деятельность на Леушинском подворье, невольно удивляешься: подворье было местом ухода от мира, ныне же оно стало местом активного христианского вторжения в этот мир. И, похоже, на наших глазах рождается монастырь нового типа, столь необходимого в наше время, - обитель, которую хочется назвать обителью духовного просвещения.



Татьяна КИРИЛЛИНА, фото: Станислав МАРЧЕНКО,
«Вода живая»,   февраль 2008