Леушино



Леушино
Леушино
Леушино

Икона мучеников младенцев Вифлеемских для г. Беслана

Страшная трагедия в г.Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, - это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев. И в этом открывается смысл бесланской трагедии.

Осетия всегда была оплотом и форпостом России на Кавказе. Когда-то весь христианский, северный Кавказ был насильственно мусульманизирован в средние века, и Осетины - единственный горский народ, сохранивший верность Православию в окружении агрессивного исламского мира. Верность Христу воплотилась в верности и России. В 1874г. Осетия по своей воле вошла в состав России. Осетины не участвовали в Кавказской войне в 19 веке. Осетины не пошли на сделки с фашистами, хотя считались у немецких нацистов особой чисто арийской расой. Осетины не поддались центробежным искушениям в период перестройки и никогда не ставили вопрос о выходе из состава России.

За что же растерзаны младенцы, отроки и отроковицы в Беслане? Только за то, что они христианские младенцы, стало быть – за Христа. И это делает их не просто жертвами трагедии – но и исповедниками Христовыми, подобно тому, как Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Дети Беслана свидетельствуют: если за Христа убивают, значит, жив Господь. В этом смысле их действительно нужно назвать жертвами, но не трагедии, а чистыми жертвами Богу.

Потрясают немыслимые страдания, которые пришлось претерпеть этим детям. Новые ироды, прежде чем пролить кровь, подвергли их страшному трехдневному мучению.  Внешне бессмысленные, непонятные издевательства выдают ритуальный характер этого детоубийства. Мучители заставляли детей молиться Аллаху, а кто не хотел – простреливали руки и ноги во образ Распятия – об этом рассказал настоятель Свято-Успенского монастыря в Беслане. В городе есть дети с такими ранами.

Мы все стали современниками нового избиения младенцев за Христа, новой Детской Голгофы. Владыка Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский в своем слове на 40-й день трагедии отмечал, что невинноубиенные дети в школе Беслана являются мучениками за Христа, и что они, безусловно, святые. Россия пережила великую, ужасную трагедию. Но одновременно она приобрела и новых молитвенников.

Бандиты ставили цель развязать войну на Кавказе, мучая детей, они терзали тело самой России. Но дети в Беслане приняли удар на себя и их жертвой предотвращена новая всекавказская война. В самом прямом смысле дети приняли страдание за всю Русскую землю, за всех нас. Они разбудили духовную спячку политиков и всего народа.

Невозможно представить страдание матерей и отцов. Но жертва, принесенная в г.Беслане должна стать залогом духовного обновления. Христианские мученики первых веков заложили основу всей Европейской культуры на последующие два тысячелетия. Дети, умученные в Беслане, станут камнем в основание мира и процветания Кавказа.

У христиан Петербурга, сострадавших Осетии вместе со всей Россией, возникла мысль написать икону свв. мучеников-младенцев Вифлеемских в память об этой страшной трагедии, вложить в нее частицу мощей этих святых – древних младенцев, убиенных за Христа в Вифлееме 2000 лет назад, – и подарить Беслану. Образ Вифлеемских младенцев не только утешал бы скорбящий город, но и стал бы символическим знамением духовной победы, одержанной маленькими детьми мужественного горского народа Осетии, победы христианской любви и мужества над сатанинской злобой.

Икона была написана к 6 октября. Поразительно как сюжет иконы, точно списанной с находящегося в Вифлееме древнего образа, заставляет осмыслить и Бесланскую трагедию. Тут и Вифлеемские младенцы, изображенные в виде юных отроков в белых одеждах, которые, кроме основного значения чистоты, заставляют вспомнить праздничную школьную форму; тут и плачущие, стенающие матери Вифлеема, каким-то горским жестом протягивающие руки к небу, тут и иродовы воины с черными смуглыми лицами, кровожадно мучащие младенцев… А в традиционных иконописных горках видятся горы Кавказа.

На другой день в образ был встроен ковчежец с двумя частицами мощей святых мучеников младенцев Вифлеемских – приношение для Беслана из Святаго града Иерусалима.

Свою поддержку этому дару выразил заместитель полномочного представителя Президента РФ в Петербурге М.В.Моцак, Союз художников Санкт-Петербурга, художественный руководитель Мариинского театра В.А.Гергиев, православные писатели Петербурга.

8 октября с Архиерейского собора прибыл владыка Константин, архиепископ Тихвинский. Узнав о написанной для Беслана иконе Вифлеемских младенцев, он пожелал лично освятить образ, который в тот же вечер встречали в храме Духовной Академии и семинарии. Всю ночь икона пребывала в этом храме, отмечающем престольный праздник, а после праздничной Божественной Литургии владыка Константин в сослужении множества архимандритов и протоиереев, съехавшихся в этот торжественный день, лично освятил образ и произнес трогательное слово о духовном значении приносимого дара.

В тот день престольный праздник был и в храме св.Иоанна Богослова Леушинского подворья, откуда петербуржцы провожали икону на Кавказ. После Литургии в ожидании возвращения иконы из храма Духовной Академии был совершен молебен с акафистом, а затем крестный ход вышел навстречу иконе. Семь священников и сотни мирян шли по одной из центральных улиц города за образом мучеников младенцев Вифлеемских. Пораженный прохожие спрашивали с испугом: «Что случилось?», «Какой сегодня праздник?», а узнав, некоторые присоединялись к крестному ходу.

После службы по приглашению настоятеля со словом к собравшимся в храме обратился глава Осетинской диаспоры в С.-Петербурге Валерий Хазбикерович Фриев. Родом из г.Беслана, он сам учился в разрушенной школе в 1950-ее гг. Его слова не могли не вызвать слез: «Осетины древнейший народ, но мы навечно – с Россией. Навечно? – это мало! Пока есть Россия, с ней будет Осетия. Россия – у нас в сердце».

Не зря в Осетии так любят именно наш город – на икону пожелали пожертвовать сотни людей. Всю ночь перед отъездом на икону наносили имена младенцев, отроков, отроковиц и юношей – петербургских детей, даром от которых стал этот образ. Дети постарше сами приходили, чтобы принести пожертвования. Один мальчик лет 12-ти копил деньги на «свою» покупку. Узнав об иконе, пришел к маме и выложил 130 рублей – все, что скопил за долгое время, попросив разрешения отвезти их на икону. Были и другие. Последнее пожертвование принесли в 11 часов ночи накануне отъезда: «Еще можно сдать, я не опоздал? Запишите: младенец Георгий…». Всего на обороте иконы было начертано свыше 500 имен, мелкий почерк покрыл фактически все пространство иконной доски.

В процессе работы возникла мысль, что необходимо принести в дар также икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Кто кроме Пречистой Матери может утешить неутешаемую материнскую скорбь и умирить боль отцовских сердец Своим словом: «Я с вами, и никто против вас»? Михаил Осипенко буквально в последние дни написал этот образ, а представители Осетинской диаспоры С.-Петербурга пожелали и от себя подарить икону вмч. Георгия Победоносца – самого почитаемого в Осетии святого. Таким образом, на Кавказ отправились три иконы: Божией Матери, Вифлеемских младенцев и вмч.Георгия.

Первыми иконы встретили в Георгиевском соборе г.Беслана настоятель протоиерей Сергий с прихожанами, ждавшие в храме до 10 часов вечера. Первую ночь иконы пребывали в этом храме, а на следующий день присутствовали на поминальном всенощном бдении, которое совершил епископ Ставропольский и Владикавказаский Феофан в храме св. вмц. Варвары Успенского монастыря в г.Беслане. Затем все три иконы присутствовали на заупокойной Божественной Литургии, совершенной на 40-й день трагедии в кафедральном соборе Северной Осетии в честь Георгия Победоносца во Владикавказе. На проповеди после службы владыка рассказал об этих иконах собравшемуся народу и присутствовавшему на службе президенту А.С.Дзасохову. Президент был очень растроган, а его супруга Фариза Дзасохова сказала, что это самый ценный подарок, который можно было принести в Осетию в эти дни. В проповеди, произнесенной в Георгиевском соборе г.Беслана, владыка отметил духовную связь Вифлеемского избиения младенцев и современных событий в Беслане, и сказал, что иконой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», Матерь Божия защитит Беслан и всю Осетию. Преосвященный благословил икону Георгия Победоносца оставить в кафедральном соборе Владикавказа, а иконы Вифлеемских младенцев и Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» благословил в храмы Беслана – Вифлеемских младенцев в монастырский храм, а Божией Матери в городской собор.


В тот же 40-й день две иконы были принесены на кладбище в Беслане, где перед ними была отсужена лития, а затем две иконы были пронесены по всему кладбищу среди детских могилок. В утешение страждущим и скорбящим отцам и матерям раздавались иконки Вифлеемских младенцев и Матери Божией «Аз есмь с вами».


После этого в спортивном зале школы владыка Феофан совершил литию по всем невинноубиенным, после которой освятил образ Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», а также вторую икону Вифлеемских младенцев, написанную для Петербурга. «Пусть эта икона будет благословением детям Петербурга», сказал Владыка Феофан, возвращая освященный образ петербургской делегации.


Делегация из Петербурга состояла из протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля храма св. Ап. Иоанна Богослова (Леушинское подворье), иконописца Михаила Осипенко, а также представителей Осетинской диаспоры Петербурга. В Осетии делегацию принимали министр культуры Осетии Л.Б.Дзугаев, министр по делам национальностей Теймураз Касаев, а также председатель комитета по социальной политике Правительства Осетии К.А.Магаев. Все они выразили глубокую благодарность петербуржцам и отметили необходимость и своевременность принесенного дара.

Владыка Феофан отметил, что на месте школы должен быть воздвигнут храм на крови, и эти иконы должны стать первыми иконами будущего храма. Школа, рядом с которой стояла когда-то древняя часовня, стала воистину ковчегом с мученической кровью. Это место свято не только для Осетии, но и для всей России.

Трагедия Беслана стала новым поворотом в истории многострадальной России. И верим, что кровь невинноубиенных за Христа Бесланских детей ляжет в основание мирного Кавказа – Первого Удела Божией Матери.

прот. Геннадий Беловолов

см. также:
  • Детская Голгофа.
  • О духовном смысле трагедии в Беслане.
  • Трагедия Беслана - это детская Голгофа XXI века.
  • О педаче иконы Вифлеемских младенцев в Беслане (mp3)   [21 октябрья 2004]