Леушино



Леушино
Отец Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн о Литургии
Глава из книги епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский», вышедшей впервые в Нью-Иорке в 1955 году в «Издательстве имени Чехова»


Икона св.Иоанна Кронштадтского, написанная в Антониево-Сийском монастыре иконописцем Игорем Лаиным к V Иоанновским Чтниям в Архангельске, проходившим 4-6 ноября 2002 г.
2 января - в день памяти св.Иоанна Кронштадтского Богословско-педагогические епархиальные курсы памяти св.Иоанна Кронштадтского, что находятся в Александро-Невской лавре, проводят торжественный круглый стол, посвященный проблемам литургической жизни современных православных христиан в свете опыта и заветов св.Иоанна Кронштадтского. К этому круглому столу публикуем эту главу.

«...О.Иоанн почерпал в Литургии бодрость, крепость, силу... «Облекшись во Христа верой и причастием Св.Таин, я бываю разумен и тверд, как скала», - признавался он. В одной беседе со священниками он сказал: «Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Святое Причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Его Имени».

В Божественной Литургии по свидетельству о.Иоанна обретается самая сила жизни или точнее самая подлинная настоящая жизнь. «Я умираю, - писал он, - когда не служу Литургии». В другом месте он писал: «В нас нет истинной жизни без Источника Жизни - Иисуса Христа... Литургия есть источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь, Владыка Жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает Жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: «Ядущий Мое Тело и пиющий Мою Кровь имеет вечную жизнь» (Ин.6,54).

Что же это за настоящая жизнь?

Настоящая жизнь - есть любовь, как Бог есть Любовь. Поэтому именно любовь есть то главное и единственное, что ищет душа христианина и обретает в Божественной Литургии.

«В словах «примите, ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое» и «пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя» - бездна любви Божества к роду человеческому, - писал о.Иоанн. - Священный трепет пробегает по всем членам, по всему существу всякого непредубежденного, не связанного житейскими похотьми и сластьми человека, когда сердечным ухом слушает он эти слова из уст священнослужителя!»

Любовь эта постигается в жертве Христовой... «Изумляюсь пред величием жертвы Тела и Крови Христовых, перед безмерной любовь в ней сокрытой, перед ее боготворящей нас смертью, перед силой Божией и перед ее чудесностью!... О, Господи, ты весь тут, Тебя видим, осязаем, ощущаем, чувствуем тут!»

После этого понятны и другие слова о.Иоанна: «Служить Богу - блаженство само по себе». Размышляя о таком отношении отца Иоанна к Литургии, владыка Вениамин справедливо замечает: «Если бы кто задал вопрос Батюшке, какая польза от Литургии, он вероятно с недоумением, а может быть с грустью посмотрел бы на него. О какой пользе, о каких плодах можно еще говорить! Уже все дано!»