Леушино



Леушино
Иованн Кронштадтский

Отец Иоанн об Апостоле Иоанне


Икона св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова с Леушинского подворья
 
Аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе, ты по мне гряди (Иоанн гл.21,22)

Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном бессмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, были ответом на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Сей же что? То есть, если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: "Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т.е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда".

И прежде сего – до страданий Своих – Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом "Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе"(Мр.,9,1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а «доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия» Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), - хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова!

За что так прославлен и награжден таким чудным бессмертием святой апостол и евангелист Иоанн Богослов? За совершенную, беззаветную преданность его Иисусу Христу с юности до старости, от призвания в апостольство на 22 году возраста до смерти Христовой и потом – на бесконечные веки – за его совершенную чистоту душевную и телесную, за его кротость и незлобие, за полное беспристрастие к земным благам скоропреходящим, и за совершенную любовь к своему Господу, полную самоотвержения, опасностей, страданий, но и полную блаженства о Боге, славы, чудес бесчисленных до преставления и по преставлении. Желающий знать об этих чудесах, коими прославил его Господь, может прочитать или выслушать о них в его житии.

Чему поучает нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов своим житием и учением?

Научает нас совершенной преданности Начальнику нашей веры и Совершителю Господу Иисусу Христу, беспристрастию к здешней маловременной жизни, чаянию и приготовлению к вечной жизни, всегдашнему бодрствованию над своим душевным состоянием, непрестанному покаянию, всякой христианской добродетели, удалению от всякого греха, отчуждающего и удаляющего нас от Бога и Его святых заветов и обетований, взаимной любви, милосердию, терпению и положению жизни за Христа, если бы то понадобилось. Чудны были близость и дерзновение ко Господу Иоанна. Он был возлюбленный ученик, друг и наперсник Христов во время земной жизни Христа. Но когда Господь воскрес из мертвых и вознесся на небо, и восприял Свою предвечную, страшную славу, возсед и по человечеству одесную Отца, и – тогда особенно пред всеми учениками Своими отличил Иоанна, явившись ему в Своей неприступной Славе. Слушайте, как описывает Иоанн явление ему в славе небесной Господа Иисуса Христа:

« Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил:«Я есмь Альфа и Омега, первый и последний…» Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел седмь золотых светильников и посреди седми светильников – подобнаго Сыну Человеческому, облеченнаго в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Глава Его и власы белы, как белая волна, как снег, и очи Его – как пламень огненный, и ноги Его подобны халколивану, как раскаленныя в печи; и голос Его – как шум вод многих. Он держал в деснице Своей седмь звезд и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне:«Не бойся, Я есмь первый и последный, и живый, и был мертв, и се – жив во веки веков. Аминь. И имею ключи ада и смерти.»(Апок.1,10-18)

Вот в каком величии явился Господь Иоанну в заточении его на острове Патмосе. Эта слава страшнее фаворского Богоявления, которое удостоился видеть Иоанн вместе с Петром и Иаковом.

Итак, в этот апостольский праздник будем поучаться безсмертию, нам готовящемуся от Господа, и готовиться к нему всегдашним покаянием, очищением, исправлением, добродетелью, взаимною любовью друг к другу. Аминь.