Леушино



Леушино
Отец Иоанн Кронштадтский

Небесный Учитель земных учителей
Воспитывать души - такова была задача о.Иоанна

С 1857 года отец Иоанн стал давать уроки Закона Божия в Кронштадтском городском училище. В 1862 году в Кронштадте открылась классическая гимназия. Когда отцу Иоанну была предложена там законоучительская должность, он с радостью согласился. С открытием гимназии отцу Иоанну представлялась возможность руководить детьми до зрелого возраста. В школу отец Иоанн, по собственным его словам, вступил как делатель в питомник душ.

Он заявлял не раз, что цель каждого преподавателя дать ученикам определенный, прочный фонд, на котором он сам будет строить впоследствии здание разумного жизнепонимания. Не количество, а прочность усвоенного важна. О.Иоанн указывает, какими средствами приобретается эта прочность. Главное средство - соединить знание с душой, преподавать только то, что может быть усвоено, переработано душой, умом, сердцем, а не памятью. "Душа человеческая по природе проста, - пишет отец Иоанн, - и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя, как не свойственное ее природе, как бесполезный сор. Мы все учились. Что же осталось в нашей душе из всех наук? Что врезалось неизгладимо в сердце и память? Не с детской ли простотой преподанные истины? Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Не напрасно ли потрачено время на слишком мудрые уроки? Так, - это всякий из нас испытал на себе. Значит, тем осязательнее всякий должен убедиться в необходимости простого преподавания, особенно малым детям… Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немного, но существенно нужное для ученика в его положении".

У великого чудотворца отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково сильными и слабыми. Все внимание батюшки было направлено не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько - чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа. Будучи добрым и религиозным человеком, отец Иоанн обладал и особым даром преподавания, который имеют далеко не все педагоги. Он не ставил двоек, не "резал" на экзаменах, не задавал уроков, а вел в часы своих уроков беседы со своими питомцами о предметах веры. Спрашивал обыкновенно сначала тех, кто сам заявлял свое желание отвечать урок.

Были в жизни и грехи, и падения. Отец Иоанн следил за этими падениями и приходил на помощь, когда она была нужна. Как вспоминает один из учеников дорогого Батюшки, "В пятом классе у нас был некто М., юноша лет 16, крайне ленивый и испорченный. Мы учили катехизис: определение Бога как Духа. На одном из уроков М. вдруг встает со своего места и резко заявляет Батюшке, что он отказывается признать это определение. В классе воцарилась гробовая тишина.

-Безбожник! Изувер! - воскликнул отец Иоанн, пронизывая М. резким и упорным взглядом: - А ты не боишься, что Господь лишит тебя языка за твое юродство? Кто произвел тебя на свет?

-Отец с матерью, - отвечал глухим голосом М.

-А кто произвел самый свет? Кто создал все видимое и невидимое?

М. молчал.

-Молитесь, дети, обратился тогда Батюшка ко всему классу, - молитесь со всем усердием и верою!

По окончании урока М. был позван к Батюшке в учительскую. О чем говорил он с М. с глазу на глаз, мы не знаем, но М. вышел взволнованным и навсегда новым".

Были случаи, когда совет гимназии делал постановление об увольнении какого-нибудь ученика. Тогда отец Иоанн упрашивал отдать "исключенного раба" ему на поруки. Отдавали, и нужно было видеть, с каким вниманием наблюдал отец Иоанн за вверенной ему душой. Он следил за ним как за больным растением, наблюдал за каждым нездоровым движением и выхаживал.

Много помогала отцу Иоанну исповедь. Здесь он беседовал с детской душой в минуты, когда она была ближе всего к Богу, отец Иоанн в это время мог наблюдать, где опасность для самих корней души, и лечил их, пользуясь всей силой своего влияния и молитвы. В результате он стал действительно духовным отцом своих детей.

Отец Иоанн глубоко верил в то, что воспитание юношества пойдет прекрасно, "если все мы будем вести свое дело с мыслью о Боге, о важности дела воспитания, ответственного пред Богом, всегда видящих лицо Отца Небесного (Мф.18, 10); если не надеясь на свои силы, всегда слабые и хрупкие, мы будем чаще испрашивать на свое дело благословение и помощь свыше".

Случилось раз, что одна барыня жаловалась дорогому Батюшке на упадок своих детей в религиозно-нравственном отношении. А Батюшка-то на нее же и возгневался:

-Ты говорит, как родила их, так сразу начала что ли мясом кормить?

-Нет, - отвечала барыня, - смотря по возрасту. Сперва, конечно, молоко, потом кашкою, а как смысленность ихняя позволила, то стала давать мясо.

-А мясо-то, - высказал Батюшка, - сперва давала без костей крошенное, а потом уж и с косточками позволяла управляться. Ну, а обучала ты их как?

-С азбуки и все в постепенности, - отвечала барыня.

-Через гимназию стало быть в университет вела, - сказал Батюшка, - а к Богу вела ли? -Молитвы они учили, потом Закон Божий, - отвечала барыня.

-Скажи лучше: не учили, а долбили, - поправил ее Батюшка, - долбежка духовной науки у них с таким же чувством шла, с каким они выучивали арифметику и все прочее. Учителя их учили всему, что надо, чтобы на экзаменах могли умными показаться. Ну а ты-то, за сердцами их ухаживала ли ? Направляла ли их так, чтобы они, помимо людского одобрения, еще и Божьего одобрения достигали? -Внушала по силе, - отвечала барыня, - да ведь в сердце и своего ребенка двери не найдешь…

-Не нашла в ихние сердца дверей, так вот и получай вместо людей - зверей. Забыла ты, что пример роду человеческому показан роду человеческому на птичьем роде. У птиц родится сперва яйцо. Ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно так и останется только бездушной вещью. Так и людей: рожденный ребенок, что яйцо: - с зародышем к жизни, но бездушен к процветанию во Христе. Которого ребенка не прогрели родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел. Из таких-то вот непрогретых любовью и духовным уходом ребят и происходят в мире те самые поколения, из которых князь мира сего вербует свои полки против Бога и Святой Церкви Его. Вспомни-ка, - поучал Батюшка. - Ведь христосование яйцами напоминает нам, что каждому христианину надо дважды рождаться: один раз плотию в жизнь вещественную, а другой раз духом в жизнь Божескую. Чего кажись проще, а вот эту-то простоту никак не могут понять люди. Поэтому и пожирает нас вечный враг как яйца недвижимые и безсловесные. Да этак же и друг друга-то мы пожираем…

Уроки отца Иоанна были увлекательны и интересны и для взрослых людей. Сколько ласки, сердечности, нежного участия, живой мысли, живого чувства слышалось в каждом его слове. Его слушатели не только сами впоследствии жили этими уроками, но и других заставляли жить ими. Вот говорит им отец Иоанн о молитве: "учитесь молиться, принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет. Но сначала всегда нужно себя принуждать. А что такое молитва? Молитва - постоянное чувство своей духовной нищеты, немощи, созерцание в себе, в людях и природе дел премудрости, и благости и всемогущей славы Божией. Молитва - постоянное благодарственное настроение".

Закончить этот небольшой материал мы бы хотели словами отца Иоанна, произнесенными перед началом учения: "Дорогие, бесценные дети Отца Небесного! Преуспевайте в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у людей. Начнем с Божьей помощью опять учить и учиться. Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами. Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют и дают цветы или плоды и вознаграждают их труды. Как они удваивают тогда свое усердие в ухаживании за ними. И землю ежегодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места не занимали на стебле растения, и не безобразили его собою, да соков его напрасно в себя не тянули. Зато и посмотреть мило на эти растения! Цветочки-то какие, например, у Олеандры, у Розы, - нашей русской и китайской, - глядишь не наглядишься, и скажешь: Дивен Ты, Создатель наш. Не только в человеке, - в Твоем образе и подобии, - но и в растениях бездушных, и в цветочках древесных, впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено, как они ни хороши. А вот вы - наши растения, или лучше - Божии бесценные. Вы - наши цветы. То что сказано об них, надо приложить и к вам".


По книге Н. Большакова "Источник воды живой" составила Е.Федорова