Леушино



Леушино
Леушинская газета

Северный Патмос



Череменецкий монастырь 1910е г.

 
Русская земля издревле осознала себя иконой вселенского Православия. Поэтому в ней многие места и монастыри устраивались во образ христианских святынь Палестины, Афона, Царьграда. Так в XVII веке Патриарх Никон воздвиг близ Москвы монастырь Новый Иерусалим. Несколько монастырей в России носили название - Афонский: Новый Афон - на Черном море (близ Сухуми), Второй Афон – на Северном Кавказе (на г.Бештау), Северный Афон – на Валааме. Вологодские леса с множеством монастырей были осмыслены как Русская Фиваида.

Во время паломничества в Череменецкий монастырь неожиданно возник образ Русского Северного Патмоса. Почему здесь, наСевере, на острове Череменец посетила мысль о далеком острове в Эгейском море, на который в конце I века был сослан Апостол Иоанн Богослов и где он написал пророческую книгу о конечных судьбах мира - Апокалипсис?!

Но чем более мы были на Череменце, тем более укреплялся и открывался этот образ Северного Патмоса. Печать Патмосского Тайнозрителя виделась во многих обстоятельствах. Знаменательно основание монастыря. В 1478 году здесь на берегу Череменецкого озера чудесно явилась икона Апостола Иоанна Богослова, которую обрел благочестивый крестьянин именем Мокий. Знаменательно, что эта икона, ставшая одной из первых чтимых икон Иоанна Богослова на Севере Руси, явилась за 14 лет до 1492 года, соответствовавшего 7000 году от сотворения мира, с которым связывались апокалиптические ожидания среди русского общества. Иоанн Богослов на Руси почитался более как Пророк Апокалипсиса, нежели Апостол любви. Особое почитание Апокалиптического Апостола приходится как раз на XIV–XV века, канун ожидавшейся даты кончины мира, когда и были основаны три из четырех монастырей на Руси,посвященных Иоанну Богослову : Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью (XIV в.), Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь на Псковщине (XV в.) и третий как раз Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь (четвертый Богословский монастырь основал Иоанн Кронштадтский на своей родине в Суре в 1899 г.).

В то время, когда явился образ Иоанна Богослова, великий князь Московский Иоанн III совершал поход на Новгород с целью пресечь сепаратизм новгородцев. Великий князь, узнав о чудесном явлении, воспринял его как знамение благоволения Божия на его царские деяния по сохранению целостности Русских земель и повелел в благодарность Богу основать на месте явления иконы Иоанно-Богословский монастырь. Иван III был первым из русских князей, который стал именоваться царем, и Череменецкий монастырь стал одним из немногих русских монастырей, основанных лично государем земли Русской. Череменец стоит в ряду таких монастырей, как Боголюбский монастырь близ Владимира, основанный Св.Кн. Андреем Боголюбским, Большой Тихвинский монастырь, основанный Царем Иваном Грозным, Александро-Невская лавра, основанная Имп.Петром I. Правда, в отличие от других «царских» монастырей Череменецкий никогда не был широко известным и богатым, но всегда хранил особую высоту духовной жизни. Череменец почитали некоторые особы Дома Романовых и в XIX веке. Вел.Кн. Константин Константинович посещал монастырь дважды, в память о чем пожертвовал к иконе Иоанна Богослова серебряную лампаду. Если же назвать действительного основателя монастыря, то это сам Апостол Иоанн Богослов. Без его явленного образа не было бы и монастыря. Он сам избрал себе сие место в удел. В старину паломники издалека видели монастырские храмы -Богословский и Преображенский и колокольню со шпилем, будто видение висевшие над зеленым лесом на монастырском холме, подобно апокалиптическому граду Иерусалиму.

Сейчас взору паломника открывыается иная картина -действительно апокалиптическая. На вершине монастырского холма, совершенно оголившегося от деревьев, стоят руины Иоанно-Богословского собора, от которого осталось только две стены и алтарная апсида с зияющими окнами ... Прежде в монастырь на остров переправлялись на лодке, но богомольцы приносили сюда камни и бросали их в воду, так что образовался перешеек, по которому проезжают сейчас паломники.

Мы взошли на холм к Дому Иоанна Богослова. Казалось, храм подвергся какому-то страшному штурму, безжалостному расстрелу. Только на верху стены храма растет тонкая одинокая березка, высотою метра три, будто заменяющая уничтоженный крест. Храм XVI века, уцелевший в течение веков, был взорван, как нам рассказали, в 1946 году местным начальником на кирпичи… Обнажившиеся стены показали, что собор сложен из известняковых камней... Произошло по слову Псалмопевца, «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла.» Тем не менее здесь, стоя у руин храма,на вершине холма, с которого открывался ослепительный вид на озеро, покрытое льдом и блистаюхим на солнце снегом, охватило странное восторженное чувство благодатной радости, какого-то необыкновенного молитвенного порыва.

Мы приехали в начале десятого. Литургия в монастыре обычно начинаются в 9 часов, но в этот день ее не начинали, ожидая нас. Такое высшее гостеприимство оказал нам настоятель монастыря иеромонах Митрофан. Единственный действующий храм в монастыре - Преображенский- в советское время был превращен в клуб. На месте алтаря был киноэкран. Но Господь в обличение дел беззакония явил здесь особое знамение. Во время киносеансов из-под побелки проступали лики святых. Их опять забеливали, но лики проступали вновь, как некогда на пиру Валтасара,напоминая о храме. Разгневанное начальство приказало сбить штукатурку и обшить стены деревянной рейкой. Сейчас в храме на стенах вновь лики святых на многочисленных иконах. Воистину, Бог поругаем не бывает.

В храме мы первым делом искали глазами икону Иоанна Богослова. И первый вопрос к о.Митрофану был о том, где же чудотворная икона? Оказалось, в зимние месяцы ее хранят в монастырской трапезной. Вся служба, на которой почти все паломники исповедовались и причащались, стала приготовлением и ожиданием встречи с явленным образом Иоанна Богослова.

В трапезной икона поразила своими необыкновенными размерами - около полутора метров. Иоанн Богослов с ангелом на плече , на полях клейма жития. Хотя образ записан ( о последнем поновлении в 1950 году сообщает надпись на иконе) и не видно древней живописи, но перед образом замираешь в трепете и чувствуешь веяние древности, дыхание молитв, вознесенных пред ним. «Образ сохранился чудом, - рассказал нам о.Митрофан.– После того как в 1930 году монастырь закрыли, монахов разогнали, образ сохранили благочестивые женщины, которые после войны передали его в Казанский храм в Луге. Настоятель храма о.Николай Денисенко дал обет вернуть икону в монастырь, как только он откроется.»

В прошлом году на весеннюю память Иоанна Богослова совершилось великое торжество перенесения чтимой иконы из Луги в обитель. Иоанн Богослов накануне III тысячелетия вернулся в свой Дом.

О.Митрофан с любовью показывал нам вверенный ему монастырь, провел по монастырским дорожкам, оттаявшим и размокшим к полудню от весеннего солнца. Показал он и дом настоятеля, в котором жил знаменитый череменецкий игумен Антоний (Бочков) и где его по местному преданию посещал его духовный отец Святитель Игнатий Брянчанинов. Рассказал он и о деревьях, посаженых святителем Игнатием.

Настоятель в монастыре является пока и единственным монахом. Есть, конечно, помощники, послушники, но монах на острове пока один. В Череменце он живет уже третий год. Здания монастыря были возвращены церкви еще в 1992 году, но как монастырь Череменец возрождается с 1997 года. 13 октября 1997 года на остров приехали два монаха о.Евфимий и о.Митрофан, ставшие его первыми насельниками после почти 70 лет запустения. (О.Евфимий сейчас возрождает Тихвинский монастырь). Я знал, что о.Митрофан родом с юга и поэтому спросил, как он попал на Череменец, с чего начиналось возрождение обители.

-Постриг я принял в Ростовском кафедральном соборе Рождества Божией Матери. Постригал меня архимандрит Модест, постриженник и духовное чадо старца-митрополита Зиновия, которого и я в свою очередь очень почитаю. Рукоположен в иеромонахи я был на Троицу в 1993 году. Мы с отцом Евфимием в Ростовской епархии возрождали Старочеркасский казачий монастырь. Когда он был возрожден, Владыка Владимир пригласил нас в Петербургскую епархию посмотреть Череменецкий монастырь. Мы приехали и сразу здесь все легло на душу. Место здесь удивительно тихое». Отец Митрофан проводил нас до самого автобуса. Прощаясь, я спросил о.Митрофана, надолго ли он здесь? -«Я монах и за послушанию буду там, где благословят. Но когда приехал сюда сразу полюбил это место и готов закончить свои дни в Череменце»,-был ответ.

По дороге назад в Петербург думалось , сподобит ли Господь когда-нибудь побывать на Патмосе в Эгейском море?! Но милостю Божией сегодня мы все сподобились посетить Патмос Русский.


Протоиерей Геннадий Беловолов