Леушино



Леушино
Леушинская газета

Небесный Всадник
К открытию памятника св.Князю Александру Невскому в Санкт-Петербурге

Александр Невский у Лавры стал пятым конным памятником Петербурга. Его открытие стало духовным созиданием града на Неве. Александр Невский составляет столь же неотъемлемую часть духовного образа Петербурга как и Царь Петр Первый. Сам Петр Первый сознавал свою борьбу за Невские берега как продолжение дела блгв. Кн.Александра. В этом смысле знаменательна история основания Александро-Невской лавры, которую заложил лично Царь Петр как краеугольный камень северной столицы. Свое царствование Петр Первый завершил перенесением мощей Александра Невского из града Владимира, древней русской столицы, на брега Невы. Новый памятник напоминает о том, что Петербург это не только “град святаго Петра”, но и “град святаго Александра”.

Вся история Петербурга началась с Победы. Князь Александр поставил своим мечем Биргеру печать на лбу, чтобы тому не изменяла историческая память. Потом запад часто забывал об этой печати Князя Александра, но Россия напоминала. Не случайно памятник был открыт в День Победы – одной из многих великих Побед Православной России.

Два основателя Петербурга – Петр Великий и Александр Невский дополняют подвиг друг друга. Великая Петровская идея “окна в Европу” требует крепкого защитника. Царь Петр – олицетворяет открытость русской культуры, русское всечеловечество. Князь Александр – верность Руси себе, ее крепкий щит.

Памятник Александру Невскому составил единый ансамбль со знаменитым “Медным Всадником”. Оба стоят почти на берегу Невы. Один – у начала Невского проспекта, другой у его конца. Один будто защищает собой Александро-Невскую лавру, другой – Исаакиевский собор. Оба обращены в одну сторону, будто совершают единый поход. Кажется, Князь Александр спешит на брега Невы помочь Царю Петру. Поразительно совпадает державный жест руки, символизирующий единое дело державного строительства Великой Руси. Даже конь кажется тот же самый – былинный русский конь, символ русской мощи и богатырства.

На открытие собралось великое множество людей. Они стояли по линии оцепления большим кругом. Этот круг казался живым венцом славы Русского Князя. Скульптор создал столь необходимый для нашего времени образ, воплощающий идею державности, православия, национального достоинства. В наше время всеобщего уныния памятник этот утверждает дух бодрости и мужества. Святой Князь изображен благовестником победы. Его правая рука, отставленная вправо, подобна летящему крылу Ангела Победы. Александр Невский чем-то напоминает Георгия Победоносца, как его изображали на древних иконах. Этот памятник своего рода скульптурная икона св.Князя Александра Победоносца.

Для скульптора Валентина Григорьевича Козенюка создание памятника стало делом всей его жизни. , - редкий в наше время пример такой цельности жизни как творческого служения идее. “Образ Александра Невского никогда не оставлял меня”, - говорил Валентин Григорьевич. Работа над памятником началась еще в 1967 г.. Скульптор глубоко верил в Святого Князя, в Великую Россию. “Если поставлю памятник Александру Невскому перед Лаврой, то на следующий день могу умирать...”

Скульптор победил в двух конкурсах, проводившихся в городе в 1990 и 1997 гг. и приступил к воплощению замысла, но неожиданная болезнь оборвала начатый труд. Он не увидел свой памятник на площади Петербурга, для автора он навсегда остался внутренним сокровенным образом. В своем завещании Козенюк указал тех, кому он доверил завершить дело своей жизни.

Милостию Божией памятник Александру Невскому был открыт 9 мая 2002 г. Но это открытие точнее было бы назвать явлением благоверного Князя в своем граде. Когда я уходил с открытия, полный радостных чувств и новых переживания, мне показалось, что в этот день Петербург стал каким-то другим, более русским что-ли, более защищенным. У города появился еще один символ – символ его русскости и православности. Когда на Невском проспекте я оглянулся назад, увидел дивную картину, которая показалась мне каким-то древним видением: множество радостного народа, наполнившего площадь у Лавры, и над ними Князь на коне с рукою указующей путь.

Памятник, наверное, найдет еще своего поэта, который напишет о нем новую поэму – “Небесный Всадник”.

14.06.2002

Протоиерей Геннадий Беловолов